Голландский дизайн в кризис
С 29 октября в петербургской Галерее дизайна работает выставка предметов интерьера из Нидерландов, а также экспозиция фотографий и книг «Голландская полка» — изданий, посвященных архитектуре, дизайну, моде. Здесь также прошла встреча с автором книг о голландском дизайне Еруном Юнте.
На мировой сцене такое явление, как голландский дизайн, появился почти сто лет назад. Этому способствовала деятельность Геррита Ритвельда, который в первой половине двадцатого века был одной из ярчайщих звезд на мировом дизайнерском небосклоне. Но серьезными достижениями голландский дизайн после этого похвастаться не мог, не выдерживая конкуренции со скандинавскими и итальянскими образцами. Но в начале девяностых годов произошел серьезный прорыв, когда на суд общественности было представлено тряпичное кресло, сделанное Тейо Реми из старых одеял. Его восприняли как своеобразную пощечину общественному вкусу, но именно это кресло и стало воплощением голландского дизайна – союза концептуальности и юмора.
Предметы данного стиля самобытны, противоречивы, не всегда практичны и часто провокационны. Формирование самобытной школы дизайна в Нидерландах происходило на фоне активной поддержки государства, отсутствие в стране крупных мебельных фабрик и обучение молодых дизайнеров в художественных школах. Последние работали в маленьких мастерских, в которых собственноручно изготавливали все, что придет им в голову.
Если бы не разразился кризис, голландский дизайн пошел бы по пути еще большей концептуальности и авангарда, но суровая реальность заставила повернуть в сторону практичности и эстетичности. За последние десять лет голландский дизайн разработал новые принципы, но сохранил приверженность к юмору. В Голландии, по словам Еруна Юнте, высок интерес ко всему, что сделано своими руками. Такие вещи ценятся, считаются престижными и денег на их приобретение не жалеют. Особенно публику привлекают те рукотворные предметы, которые имеют какие-то огрехи.
Среди принципов современного голландского дизайна есть рациональность – объекты должны быть простыми, удобными и легкими. В них не должно быть никакого эпатажа, некоторые вещи создаются специально, чтобы ими любовались. Особенно в Голландии развилась сфер Do it yourself. Она предполагает самостоятельное распечатать детали дизайнерского стула на 3D принтере, а потом его собрать.